Со времен основания форта Александрия (будущего города Сочи) в 1838 году, связь с другими городами побережья осуществлялась большей частью морским путем, однако первые причалы начали строить только с 1872 года. До этого времени суда стояли или в устье реки Сочи или на рейде в море. Пассажиров и их багаж доставляли к судам лодками, с которых по трапам и веревочным лестницам они поднимались на борт судов. В плохую погоду высадку и посадку пассажиров, погрузку грузов выполнять было невозможно. Зимой и вовсе суда не приходили. Поэтому прибытие парохода представляло собой большое событие. Он привозил новости, гостей, запасы продовольствия, товары первой необходимости.

Port-Sochy-5.jpg

Во второй половине XIX века на побережье Черного моря появились отделения агентства Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), которые занимались морским перевозками и транспортировкой грузов. По инициативе этого Общества в Сочи был построен причал на сваях и первые портовые сооружения. Однако причальные сооружения, построенные в этот период, неоднократно разрушались во время штормов.

В начале XX века Сочи становится модным курортом, чему во многом способствовала Первая Мировая война, лишившая русских курортников традиционных мест отдыха в Европе. Встала острая необходимость строительства порта.

С начала 1930-х годов Сочи превращается в главный курорт Советского Союза. На своей даче в Зелёной Роще часто любил отдыхать Иосиф Сталин, поправляя здоровье целебным сочинским климатом.

К концу 1930-х годов в порту был оборудован эллинг для подъема катеров, здание судоремонтных мастерских, грузовой склад и помещение для грузчиков. Возведено временное деревянное здание пассажирского павильона. Однако начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная Война прервала все работы.

Пляжная линия была напрочь размыта подводными течениями, берег пришлось насыпать заново. К 1955 был выстроен новый причал для кораблей длиной 92,5 м. и открыто историческое здание морского вокзала - настоящее произведение архитектурного искусства, главная достопримечательность и визитная карточка города. Авторы проекта известные архитекторы Каро Алабян и Леонид Карлик.

 


Комплекс состоит из двухэтажного здания и галереи, имеющей Г-образную форму.

В здании есть внутренние дворики с небольшими фонтанами. Открытые площадки двориков проектировались с учетом климатических условий. На них и сейчас располагаются столики кафе, посетители которых дышат морским воздухом и любуются чудесным пейзажем.

В центре находился зал ожидания. Это просторный светлый зал, щедро украшенный лепниной и росписью, чугунным литьем и картинами, часами и цветной керамикой. Анфилада бело-мраморных колонн, богато украшенных орнаментами, придает всему строению строгий, но светлый и легкий облик.

Купол здания представляет собой башня с 71-метровым шпилем. Наконечник венчает орден Великой Отечественной войны первой степени в форме звезды.

Первый ярус украшают пятиметровые женские фигуры, которые олицетворяют времена года. На втором ярусе - мужские фигуры, символизирующие стороны света.

Скульптуры третьего яруса башни морского вокзала находятся на высоте 35 метров и представляют собой резвящихся дельфинов - обитателей Черного моря. Все элементы были выполнены известным скульптором В.Ингалом.

Завершает комплекс Морского вокзала великолепный фонтан. В сквере, в котором разбиты розарии, растут пальмы и гималайские кедры, находится фонтан с 7-метровой чашей. В центре чаши — женская фигура, олицетворяющая Навигацию. В одной руке у нее кораблик и лоция, а второй рукой она останавливает волнение моря, желая морякам счастливого плавания.

 

Сочинский морпорт навсегда запечатлен в известнейшем фильме режиссера Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Именно здесь, у причала Морского вокзала в 1968 году снималась сцена прощания Семена Семеновича со своей семьей перед путешествием на борту «Михаила Светлова»


Работы по масштабной реконструкции морского порта в Сочи к Олимпиаде-2014 шли более трёх лет. Начался новый этап в его развитии.

В ноябре 2014 года ОАО «Совкомфлот» и Burevestnik Group подписали соглашение о государственно-частном партнерстве, согласно которому яхтенный порт передан в управление холдинга Burevestnik Group.

В процессе титанических усилий, акватория порта значительно улучшилась, территория увеличилась в два раза, отстроены причалы и понтоны, была проведена огромная работа по преобразованию в прекрасную Sochi Grand Marina. Акватория стала полностью безопасной и защищенной от штормов.

Если ранее большие суда были вынуждены стоять на рейде в километре от порта, а пассажиров доставляли на берег на катерах, то теперь яхтенный порт Sochi Grand Marina способен легко принимать на стоянку до 300 судов с комфортом и безопасностью.

А обновленный морской вокзал может одновременно вмещать до пяти судов, в том числе два лайнера длиной более 300 метров, рассчитанных на 3,5 тысячи пассажиров. Ежегодно всеми судами порта перевозится более двух миллионов пассажиров, совершаются круизы по бассейнам  Черного и Средиземного морей. Армада из самых больших судов из разных стран, включая российские "Крузенштерн", «Херсонес», "Мир", "Надежда", "Седов", пришвартовывались в обновленной гавани Сочи.

Карпова Марина
Директор по коммуникациям и PR
Карпова Марина
+7 918 003 50 80